Штаб Порошенко не знает, как понизить рейтинг Тимошенко

Официально в Украине предвыборная кампания начинается 31 декабря, но неофициально президентская гонка в своей самой жаркой фазе. При этом штаб действующего президента Петра Порошенко до сих пор не знает, как понизить популярность его главного конкурента — Юлии Тимошенко.

Кампания для дискредитации Юлии Тимошенко началась еще летом. Эта кампания имеет две генеральные линии: «Тимошенко – друг Путина» и «Вона бреше»–«Вона популіст».

Попробуем разобраться, насколько эти инструменты эффективны с точки зрения предвыборных задач Петра Порошенко.

«Тимошенко – это Путин»

В этой минусовой кампании Тимошенко пытаются склеить с Российской Федерацией и Путиным. Тут кроется первая опасность для Петра Порошенко.

Сейчас вчерашние избиратели “Партии регионов” дезориентированы размножением «бело-голубых» партий. Единого кандидата от «бело-голубых» на президентских выборах не предвидится в силу личных и деловых разногласий между Левочкиным, Ахметовым, Медведчуком и Рабиновичем. В этих условиях склейка Тимошенко с Путиным, весьма вероятно, приведет к Тимошенко часть потенциальных избирателей Оппоблока. Будучи дезориентированными на «бело-голубом» поле, эти избиратели могут найти в лице Юлии Тимошенко нового кандидата, который не делится на мелкие партии. К Тимошенко могут потянуться и ностальгирующие по «до Майдана», а также все избиратели, для кого движение к миру – приоритет. Таких, конечно, меньшинство. Но, с позволения сказать, это множество может оказаться больше, чем многие другие меньшинства. Вообще президента ведь избирает меньшинство граждан.

Более того, склеивание Тимошенко с Путиным ломает конструкцию «Порошенко или Путин». Ведь получается, что есть человек, который может с Путиным договориться и не воевать. А это другой путь, он менее тревожный и более мирный.

«Вона бреше»

Большинство украинцев вообще не ожидают от кандидатов, что те будут говорить правду.

Тем более многие украинцы не ожидают, что, будучи выбранными, политики выполнят свои обещания. Вопрос скорее не в том, врал ли политик когда-нибудь, а в том, совпадали ли его слова с его делами хотя бы иногда. В случае с Тимошенко такой пример есть. Многие люди помнят “юлину тысячу”, когда правительство Тимошенко выплачивало компенсации в размере 5-ти млрд. гривен вкладчикам бывшего Сбербанка СССР.

Для доказательства того, что кампания Тимошенко построена на лжи, часто используются ролики, плакаты и тексты, напоминающие о несовпадении ее обещаний с ее действиями в прошлом. Но тем самым технологи обращают взор избирателя в прошлое. А в этом прошлом они натыкаются, опять-таки, на “юлину тысячу”. Тем самым избиратель вспоминает, что в активе у Тимошенко есть конкретное выполненное обещание.

«Вона популист»

Вероятно, в основе выбора этой темы лежит предположение, что украинцы негативно относятся к популизму. Но популизм – понятие неопределенное. Слишком шатка грань между указанием на свет в конце тоннеля (без которого политик – не политик) и несбыточным обещанием «золотых гор». Обвинение в популизме требует того, чтобы избиратель распознал обещание как несбыточное. А это непросто. “А может, обещая столько, кандидат реализует хоть что-то?”, — наверняка думают многие избиратели.

Кроме того, негативное отношение к популизму требует от избирателя рационального отношения и личной ответственности за своё будущее. Требует, чтобы в голове у избирателя была устойчивая и рациональная конструкция «я знаю, что такое выполнимые обещания; я знаю, что такое популизм; я негативно отношусь к популизму».
Но поведение человека (и избирателя, и покупателя) зачастую иррационально, нелогично и непостоянно. Покупатель часто приобретает ненужную вещь, а потом спрашивает себя, зачем он это купил. Так и избиратель голосует за понравившихся им кандидатов, когда обещания лучшей жизни легко берут вверх и захватывают разум избирателя.

Возможно, все это уже давно понятно политическим советникам Президента, и Украину ждут интересные эффективные действия, заготовленные на конец 2018 и начало 2019 года. Но в любом случае с «минусовкой» нужно быть осторожнее. Это обоюдоострое средство. Ведь дискредитация может привести к неожиданным электоральным бонусам для своей мишени.

2018-12-06T19:47:46+00:00 06.12.2018|Персона|

Об авторе:

Оставить комментарий